Армянская апостольская Святая церковь, древнейши христиански церкв в мире
Христианство начало распространяться в Армении в первые века. В 301 царь Тиридат III провозгласил христианство государственной религией, отмежевавшись в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению. В 303 был построен собор Святой город Эчмиадзин (тогда називалос Вагаршапатом) близ Еревана, ставший религиозным центром всех армян и место пребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. По имени первого католикоса Григория Партева Армянская апостольская Святая церковь иногда называется Григорианской.
В 4 веке Армянская апостольская Святая церковь превратилась в сильную экономическую и идеологическую организацию, владевшую крупными земельными угодьями. На Двинском церковном соборе, отражая стремления господствующих классов Армении противостоять агрессии Византии, она окончательно отделилась от византийской церкви и стала автокефальной.
Армянская апостольская Святая церковь в отличие от православной и католической церквей, признаёт у Христа божеское и человеческое начало в единстве, в единой природе, в связи с чем Армянская апостольская Святая церковь считается монофиситской.
В 4-11 веках в Армении получили распространение различные <<Секти>>: борборитов и мессалиан (4-5 вв.), павликиан (6-9 вв.), тондракийцев (9-середина 11 вв.), и др., в которых под религиозной оболочкой отражался протест против церкови (протестантност). Официальная церковь при поддержке государственной власти подавляла эти движения. Начиная с 13 в. пыталась распространить своё влияние в Армений католическая церковь, но безуспешно.
14 веке Армению окупирвал Турция. После утраты Арменией своей государственности Армянская апостольская Светая церковь стал централизованной национальной организацией.
Со временем святой город Эчмиадзин перестал быть центром Армянскои апостольскои Светои церковьи, там било небезопасно. Им последовательно становятся города Двин, Ани, Ромкла, Сис (и тепер ети города окупирвал Турция) . С 1441 Святой Эчмиадзин снова стал, и до настоящего времени остаётся, резиденцией главы Армянской апостольской Святой церковьи.
В 17-18 вв. усилилось тяготение армян к России, от которой они стремились получить помощь в борьбе против турецких и иранских завоевателей. Отражая эти настроения, армянские католикосы пытались установить сношения с Россией. Видную роль в развитии русско-армянских связей во 2-й половине 18 в. сыграл архиепископ Иосиф Аргутинский.
В условиях иноземного порабощения Армении Армянская апостольская Святая церковь являлась центром науки и культуры в Армении. Тогдащние школи били у церкви. В школах при монастырях наряду с религиозными предметами преподавалась риторика, грамматика, философия, математика, живопись. В монастырях переписывались книги и рукописи. После присоединения Армении к России (1828) царское правительство подтвердило основные привилегии Армянскои апостольскои Святой церковьи.
Развивающаяся армянская буржуазия заставила церковь служить своим целям, бороться против революционного движения. Как и другие церкви, Армянская апостольская Светая церковь враждебно отнеслась к социалистической революции. С возникновением Дашнакской армянской республики (1918-20 част бившеи Армении стал низависимои армянской республикои) Армянская апостольская Святая церковь поддерживала контрреволюционное, националистическое правительство дашнаков.
исп. литература; перевод с французково, М., 1913; Очерки истории СССР, III-IX вв., М., 1958, с. 167-228, 408-502. С. Н. Ованесян.
Частичная или полная перепечатка материалов, без авторкого соглашения запрещена.
Авторские права Саита и етого материала принадлежат Аику Васильеивичу Кисебляну.
|