Литературу на понятном
языке представляла ашугская поэзия, получившая особое распространение в 1-й
половине 19 века С 20-х годов появились писатели т. н. <<переходного
периода>>, которые откликались на насущные вопросы современности и
пытались перейти к новоармянскому языку – (ашхарабару) А. М. Аламдарян и М. Д.
Тагиадян.
В 40-50-х гг. выразителем идей национального
пробуждения в поэзии выступил поэт Г. Алишан. Утверждение прогрессивного
романтизма в армянской литературе связано с именем просветителя-демократа
Хачатура Абовяна.
Венец творчества Абовяна
- исторический роман <<Раны Армении>> 1841-43, 1 изд., 1858г.,
рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и
освобождение Восточной Армений с помощью России.
Традиции Абовяна продолжало литературное
поколение 50-60-х гг. Прогрессивные силы армянской общественности
группировались вокруг журнала <<Юсисапайл>> -<<Северное
сияние>>, издававшегося в Москве под редакцией С. Назаряна. В журнале
сложилась гражданская поэзия С. Шахазиза. Ему принадлежит замечательная поэма <<Скорбь
Левона>> опубл. 1865г..
В развитии армянской
общественной мысли и литературы значительную роль сыграл революционер-демократ (
ДАШНАКЦУТЮН) Микаел Налбандян , идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И.
Герцена и Н. П. Огарева.
В Западной Армение в
50-60-х годи 19 века выступили публицисты М. Мамурян, Г. Чилинкирян, Степан
Воскан и соратник М. Налбандяна - А. Свачян. Утверждение романтизма в
литературе западных армян связано с творчеством Мкртич Пешикташляна и Петроса
Дуряна, отразивших пафос национально-освободительного движения.
В 70-80-х гг.
продолжателем традиций Абовяна явился Р. Патканян. В цикле <<Военные
песни>> 1878г. он выразил стремление армянского народа с помощью России
добиться освобождения от турецкого ига. Развитие социально-бытового романа
связано с именем Перча Прошяна, в романах которого <<Сосе и Вартитер>>
1860г., <<Из-за хлеба>> 1879г., <<Мироеды>> 1889г. и
др. отражено социальное расслоение армянской деревни. Романист и педагог
Газарос Агаян в романе <<Арутюн и Манвэл>> 1867г. выразил горячую
веру в силу просвещения; его повесть <<Две сестры>> 1872г. говорит
о необходимости борьбы с социальным злом.
Основоположником реалистической драматургии
выступил Габриел Сундукян. Его реалистическое искусство особенно сказалось в комедии
<<Пэпо>> пост. 1871г., изд. 1876г.. Творчество Сундукяна оказало
влияние на дальнейшее развитие армянской драматургии и театра.
Аналогичную роль в литературе западных армян
сыграл сатирик и драматург Акоп Паронян.
В сатирических произведениях 70- 80-х гг. Акоп
Паронян достиг больших социально-политических обобщений <<Высокочтимые
попрошайки>>, 1891; <<Столпы нации>>, кн. 1-3, 1879-80годи.
<<Записки Ососа>> (ОСОСИ ДЗЕРАТЕТР), <<Дядя Багдасар>>
(ПАХТАСАР АХПАР) 1886г.; и др., подверг осмеянию буржуазное общество,
разоблачал царящий в султанской Турции произвол.
Выразителями идей
национально-освободительного движения 70-80-х гг. стали: публицист, редактор
газеты <<Мшак>> (<<Труженик>>) Г. Арцруни, романисты Церенц
и Раффи. В своих романах (<<Джалаледдин>>, 1878; <<Хент>>,
1880), а также <<Кайцер>> 1878, опубл. т. 1-3, 1883-90г.
Раффи призывал к освобождению от турецкой
тирании путём вооруженного восстания при помощи России.
Раффи
сыграл большую роль в развитии армянской прозы, особенно исторического романа <<Давид-бек>>,
1881-82, <<Самвел>>, 1886).
В 80-90-х годах ведущим направлением
становится критический реализм. Выступает плеяда прозаиков - Нар-Дос (М. З.
Ованнисян), Мурацан (Г. Тер-Ованисян), В. Папазян, А. Арпиарян, Г. Зохраб, Т.
Камсаракан, а также романист и драматург Ал. Ширванзаде, в творчестве которого
нашёл глубокое отражение процесс утверждения буржуазных отношений в Закавказье
роман <<Хаос>>, 1898; драма <<Из-за чести>> 1905, и др..
Ованес Иоаннисян обогатил
армянскую поэзию народными мотивами, жанровым и ритмическим многообразием,
переводами из европейских и русских поэтов. В поэзии Ал. Цатуряна, особенно в
годы первой русской Революции 1905-07, выражен протест трудового народа против <<сильных
мира сего>>.
Синтезом традиций армянской литературы 19 в.
было творчество Ованеса Туманяна. Он создал цикл реалистических поэм, в которых
запечатлены картины родной природы, жизнь народа с её социальными
противоречиями, национально-освободительная борьба <<Стенания>>1890г.,
<<Ануш>> опубл. 1892г., <<Поэт и Муза>>, 1899г., и др..
Туманян мастерски осуществил обработку
народного эпоса <<Давид Сасунский>> (1902).
Крупнейшим поэтом конца 19 и 1-й половины 20
вв. был Аветик Исаакян (ДАШНАКЦАКАН). Трагические судьбы армянского народа
наложили печать на его творчество 90-х гг. и последующих лет (сб. «Песни и
раны», 1897).
Реакция после Революции 1905-07 углубила
мотивы пессимизма в поэзии Аветика Исаакяна поэма <<Абул лАла Маари>>.
Новая ступень развития армянской поэзии
ознаменована творчеством В. С. Теряна. Его сборник стихов <<Грёзы сумерек>>
1908г., изысканных по форме, приобрёл большую популярность.
Из нового поколения поэтов начала 20 века
выделяются Сиаманто (А. Ярчанян), Д. Варужан, Мисак Мецаренц, Р. Севак. Все они
в той или иной степени испытали влияние западноевропейского (главным образом
французского) символизма, однако в лучших произведениях остались верны
традициям армянской классической литературы.
В начале 20 века с ростом
рабочего движения в Закавказье и в Армений создаются предпосылки для
возникновения революционной пролетарской литературы. В этом процессе видная
роль принадлежит выдающимся деятелям Ком. партии С. Г. Шаумяну и С. С.
Спандаряну, заложившим основы марксистско-ленинской эстетики и критики в Армений.
Основоположником армянской пролетарской
литературы был А. М. Акопян. В конце 90-х годов 19 века он выступил как
выразитель настроений широких масс. Первая русская революция вызвала к жизни
сб. <<Звон зари>> 1907г. поэтессы Ш. А. Кургинян. В этот же период
выступили пролетарские писатели М. Петросян, Арази (М. Арутюнян) и А. Варданян.
Лит.: Армянские
беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 - 2, М.,
1893-94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская
литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г.
Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред.
и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М.
Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачатрянца, М., 1933;
Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М.,
1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956;
Частичная или полная перепечатка
материалов, без авторского соглашения запрещена.
Авторские права Саита и етого
материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.