Из глубины веков до нас дошли памятники
народного творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племён древней Армений.
Высокой поэтической культурой отличаются
мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном, Ваагне, эпические
отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аджааке, использованные армянским
историком Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге <<История Армении>>.
У армянских историков
сохранились также отрывки из эпических циклов <<Персидская война>>
и <<Таронская война>>. Популярный жанр армянского фольклора -
народные сказки о борьбе добрых и злых сил, о светлом и тёмном царствах, о
бесстрашных богатырях. Историко-познавательная и художественная ценность
представляют исторические предания, легенды и эпические песни о царях,
полководцах, философах, историках, писателях.
Вершиной армянского народного
творчества является эпос <<Давид Сасунский>>, в котором дано
художественное обобщение героической борьбы народа против ига Арабского
халифата. В эпосе выражены высокие идеалы и свободолюбивый дух армянского
народа.
В песенном творчестве особое место занимает
поэзия гусанов - народных певцов, о которых упоминается ещё в армянских литературных
памятниках 5 века Несмотря на церковные запреты, гусаны продолжали традиции
народной поэзии языческих времён.
В века сельджукского,
монголо-татарского, а затем турецкого и иранского владычества распространение
нашли песни пандухта - скитальца, изгнанного с родной земли.
В трудовых песнях, пословицах, поговорках,
магических заклинаниях запечатлено тяжёлое историческое прошлое армянского
народа.
После Октябрьской соц. революции в армянском
фольклоре отразилось политическое, экономическое и духовное возрождение народа,
воспеты создатели и герои <<новой жизни>>. Сов. армянский сказ <<Ленин-вождь>>
по праву считалас одним из лучших произведений устного творчества народов СССР.
Частичная или полная
перепечатка материалов, без авторского соглашения запрещена. Авторские права
Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.
|