искусство унаследовало многовековые традиции.
Сохранилось огромное количество <<парйэргэр>>
(плясовые песни - песнепляски), <<парэр>> или <<хагэр>>
(пляски); перчые исполняются в сопровождении пения, вторые - игрой на
музыкальных инструментах. Метр мелодий: 2/4, 3/8, 4/4, 6/8, 7/8, 9/8. Часто в
одной и той же мелодии сочетаются разные метры.
Большую роль играют
припевы в одну, две и более строки - остатки древних магических заклинаний,
часть которых в своём развитии приобрела новое, светское содержание.
Размер плясовых песен
5-13 слогов в строке. Виды армянских песнеплясок и плясок очень многообразны по
содержанию и форме. Один из самых древних видов песнеплясок - эпический <<випакан>>,
форма которого называется <<тцандыр гйонд>> (медленный,
коллективный, многолюдный). Родственными эпическим были скорбно-поминальные
песнепляски - <<сыго парэр>> (остатки культа предков), а также
медленные коллективные <<гйонды>>.
Остатки былых
тотемических песнеплясок (коллективные, сольные и дуэтные) продолжают исполняться
и ныне: <<давапар>> (верблюжья пляска), <<арчи пар>>
(медвежья), <<хазхаз>> (гусиная), <<кррынгавэн>>
(журавлиная), <<шорор>>, <<хынки тцар>> (ладанное дерево)
и др.
Обрядовые пляски <<тцисайин>> были
связаны с циклом годовых праздников: на сретение устраивались пляски вокруг
костра, на масленицу (до нач. 20 в.) танцевали в масках, на вознесение пели и
плясали гадальные песнепляски, на преображение обливали друг друга водой (дабы
вызвать дождь для осеннего посева).
Разнообразные пляски исполнялись во время
свадебных сговоров, свадебных и послесвадебных обрядов. Во время похорон вплоть
до начала 20 в. исполняли <<тагманпарэр>> (похоронные пляски на
кладбище).
Были распространены также дорожные танцы,
колдовские, военные (часто на бутафорских лошадях).
Особняком стояли пляски канатных плясунов
(ларахагац-пайлеванов) и борцов.
Широко известны трудовые
пляски пастухов, пахарей, сеятелей, косарей, молотильщиков, ткачей, гончаров,
мясников.
Из них интересны пляски <<кочари>>
(подражания овцам и козлам в армянских Дионисиях).
Распространены бытовые пляски, в том числе
шуточные, песнепляски проклятия, целебные, любовные, детские. Хореография
народных армянских танцев очень разнообразна и характеризуется богатством танцевальных
фигур.
В 1938 создан народный
ансамбль песни и пляски Армении, а в 1958 - ансамбль танца Армении, которые в
своих программах используют традиции народного танцевального искусства, создают
новые формы народной хореографии на материале современного народного фольклора.
В Институте археологии и этнографии группой фольклористов-собирателей народного танца и театроведов
ведётся сбор и изучение танцевальных народных материалов и этнографических
данных.
Частичная или полная
перепечатка материалов, без авторского соглашения запрещена. Авторские права
Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.
|