Профессиональное балетное
искусство в Армнеий получило развитие только после установления Сов. Власти…
В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян открыл
студию танца, где преподавались классический экзерсис, кавказские («азиатские»)
и бальные танцы, позже и армянские народные танцы. В 1924 С. С. Лисициан
открыла студию ритмопластики. В 1926 А. А. Сирунян и А. А. Дуринян организовали
новую студию. В 1930 создан техникум ритма, пластики и физкультуры, затем в
1931 - профессиональная студия ритма и пластики (все они под художественным
руководством С. С. Лисициан). В 1934 профессиональная студия была
реорганизована в хореографический техникум (с 1936 - Государственное
хореографическое училище). В Ереванском театре оперы и балета в 1933 была
сформирована балетная труппа. Первое её выступление состоялось в том же году в
опере <<Алмаст>> А. А. Спендиарова. Тогда же был поставлен балет <<Тщетная предосторожность>> П. Гертеля, в 1935 - <<Лебединое озеро>>
П. И. Чайковского. В 1939 И. И. Арбатов поставил первый национальный балет <<Счастье>>
А. И. Хачатуряна на сюжет из современной колхозной жизни. Актуальность
содержания, живописные массовые сцены, самобытная музыка, в которой широко
использованы и развиты нар. мелодии, определили успех хореографии балета. В 30-е гг. в труппе работали: Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризян, Е. Х. Араратова, З. М. Мурадян и др. Среди нац. балетов, пост. в 40-е и последующие годы,
<<Анаит>> А. Г. Тер-Гевондяна (1940), <<Хандут>> на муз. А. А. Спендиарова (1945),
<<Гаянэ>> (1947) и <<Спартак>> (1961) А. И. Хачатуряна,
<<Севан>> (1956) и <<Озеро грёз>> (1968) Г. Е. Егиазаряна,
<<Мармар>> (1957),
<<Вечный идол>> (1966) и <<Антуни>> (1969) Э. С. Оганесяна,
<<Ахтамар>>, <<Ивушка>>, <<Лоренци Сако>> Г. М. Ахиняна (1966, на тексты О. Туманяна),
<<Прометей>> Э. А. Аристакесяна (1967),
<<Бессмертие>> К. А. Орбеляна (1969).
Труппа ставит классич. балеты:
<<Конёк-Горбунок>> Ц. Пуни (1941),
<<Жизель>> А. Адана (1960),
<<Кавказский пленник>> Б. В. Асафьева (1943),
<<Раймонда>> А. К. Глазунова (1945),
<<Медный всадник>> Г. М. Глиэра (1949) и др.
Большую роль в формировании и развитии балетного театра Армнеий. сыграли балетмейстеры народный артист Армянской ССР И. И. Арбатов (Ягубян), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР и заслуженный деятель искусств Армянской ССР Е. Я. Чанга, заслуженный деятель искусств Армянской ССР М. С. Мартиросян (главный балетмейстер театра); артисты балета: народные артисты Армянской ССР Л. П. Воинова-Шиканян, В. Ш. Галстян, Т. Г. Григорян, С. А. Минасян, З. М. Мурадян, Л. В. Семанова, Р. Л. Тавризян, В. Г. Ханамирян; засл. артисты Арм. ССР Е. Х. Араратова, В. А. Борисов, А. Т. Гарибян, Дж. А. Калантарян, Б. О. Овнанян и др
Лит.: Лисициан С. С., Запись движения (Кинетография, М.-Л., 1940). Частичная или полная перепечатка материалов, без авторкого
соглашения запрещена. Авторские права Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну
|