Архитектура. Древнейшие
поселения на территории Армении восходят к энеолиту (ЕРЕБУНИ) Аджи-Халил,
Шенгавит.
Высокой строительной культурой характеризуются
сооружения государства Урарту (9-6 веков. до Х.. От периода эллинизма
сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость
Гарни с остатками языческого храма типа греко-римского периптера (1 в. Х.).
Народное жилище - глхатун (прямоугольное в плане, со ступенчатым деревянным
куполом), прототип которого описан ещё Ксенофонтом (4 в. до Х.), традиционно
сохранялось до 20 в.
В связи с развитием
феодальных отношений 3-4 веков и принятием христианства 301г. сооружаются
замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце, Аруче);
возводятся храмы, имеющие общие черты с храмами Сирии и молои Азии, но в
основном представляющие самостоятельную архитектурную школу. Строятся церкви:
однонефные зальные (Ширванджух, 5 в.) и трёхнефные базиликальные Касах, 4 век;
Ерерук, 5 век.
Разрабатываются многообразные типы
центрических купольных храмов:
квадратные в плане (в Вохджаберде, 5 век);
четырёхапсидные (в Црвизе, Арзни, 5-6 веки); прямоугольные в плане, с
выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или
без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван,
591-602; Рипсиме); восьмиапсидные (Зоравар, 7 век) и др.
В середине 7 века
возводится трёхъярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрической и
базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (Текор, конец 3 века;
Одзун, середина 6 века) и уникальных <<купольных залов>>, в которых
пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам, благодаря чему
достигается нерасчленённость внутреннего пространства (Птгни, 7 век; Аруч, 7 век).
Сооружения 5-7 веков характеризуются чёткой, компактной композицией,
уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, лаконизмом декора, красотой
кладки чисто отёсанного камня (туф, базальт).
Прерванное в конце 7 века арабским завоеванием
монументальное строительство переживает новый подъём с конца 9 века, после
освобождения страны от владычества Арабского халифата.
Частично сохраняются прежние планы и
композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная
резьба по камню, аркатуры). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции.
Ведётся обширное гражданское и культовое строительство в городах страны: в Ани
(столица с 961 года) сооружаются мощные оборонительные стены, дворцы,
кафедральный собор (989-1001 годи) и церковь Гагикашен (1001-10; оба - зодчий
Трдат); на о. Ахтамар возводятся дворец и церковь Святого креста (915-921,
зодчий Мануэл), уникальная по богатству декора (многочисленные сюжетные
рельефы, орнаментальная резьба и др.). Стратегические пути прикрываются мощными
крепостями (Анберд, Тигнис); формируются крупные монастырские комплексы (Татев,
Санаин, Ахпат, Хцконк).
В 12-14 веках ведущей
становится гражданская архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений -
гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи с.
Ахкенд, в Зоре и др.). Строятся мосты (близ Санаина, конец 12 века). Возводятся гавиты
(притворы) - полукультовые сооружения, в монумент. формах воспроизводящие
композицию народного жилого дома (в Санаине, Ахпате, Хоракерте и др.).
Церковное зодчество замыкается в нескольких канонических типах. Создаётся ряд
новых каменных конструкций, в том числе перекрытие на перекрещивающихся арках.
Значительный интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк
(Гегард, 12-13 веки).
Большое строительство в 11-14 веках ведётся в
Киликийском армянском государстве (1080-1375), где строятся крепости, порты,
дворцы, храмы, школы.
Монголо-татарское нашествие привело к упадку
экономики, и с середины 14 века в Армений почти прекращается монументальное
строительство. Кратковременное оживление наблюдается лишь в 17 веке
(монастырские комплексы: Мугни, Хор-Вирап, Татеви-Мец-Анапат и др.)
Частичная или полная перепечатка
материалов, без авторского соглашения запрещена.
Авторские права Саита и етого
материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.
|