На территории Армений. найдены: наскальные изображения 6-го тыс. до Христа,
Энеолитическая чернолощёная керамика с резным геометрическим узором; художественные изделия из металла (сосуды, украшения и др.), красноглиняная керамика с чёрной геометрической росписью - 2-го тыс. до Х.
Обнаружены <<вишапакари>> - огромные каменные рыбы. Остатки стенных росписей, многочисленные керамические и бронзовые изделия, ювелирные украшения открыты в урартских крепостях (Эребуни, Тейшебаини).
От эпохи эллинизма сохранились серебряные чеканные чаши и ритоны, фрагменты скульптуры, мозаики (мозаичный пол бани в Гарни, 2-3 веки), мелкие терракотовые изделия.
После принятия христианства новое идейное содержание, воспринятое из центров христианского Востока, получило своеобразное творческое претворение в искусстве Армений Ср.-век. христ. храмы украшались мозаиками (найдены в осыпях; кроме того… Открыты мозаики, выполненные арм. мастерами в Иерусалиме
В Татеве 10 в., часть сцены <<страшного суда>>, по композиции близкой к зап.-европ. памятникам, росписи графич. характера в храме Ахтамара (10 в.), росписи в Ахтале (12 в.), росписи 13 в. в церквах Тиграна Оненца и Бахтагеки в Ани и 14 в. в Ахпате.
Ранняя средневековая скульптура представлена стелами 4-5 вв. с резными изображениями богоматери, Григора Просветителя и др., скромным декором церквей 5 веке. С конца 6-7 вв. резной декор становится богаче капители храма Звартноца, появляются сюжетные фигурные рельефы (в Мрене, Птгни), горельефные изображения ктиторов (Сисиан), часто с моделью храма в руках (с 10 в.; в Ахпате, Санаине, Ахтамаре).
Уникальны рельефы храма Ахтамара (фриз <<Сбор винограда>>, фигуры людей, зверей, птиц, библейские сюжеты и др.). В церкви Гагикашен в Ани на фасаде стояла 2-метровая статуя Гагика I с моделью церкви (начало 11 в., не сохранилась).
Наряден скульптурный декор церкви Тиграна Оненца в Ани, церквей в Нор-Гетике, Нораванке все- 13 -14 вв. (Орбелянски). С 9 в. появляются хачкары (стелы с резным изображением креста в орнаментальном обрамлении), вначале монументальные и строгие по композиции, позднее - покрытые изощрённо тонкой, словно кружевной, резьбой.
Ведущим видом изобразительного искусства средневековой Армений была книжная миниатюра (самые ранние сохранившиеся образцы - 6-7 врки). При разнообразии стилей и особенностей различных местных школ армянскую миниатюру в целом отличают богатое декоративно-орнаментальное убранство, цветовая насыщенность, ясность композиционных построений. С 9-10 веки в ней прослеживаются 2 направления: для первого, обусловленного заказами феодальной знати, характерны парадность, живописность, развитой орнамент, обилие золота евангелия: царицы Млке, 862; Эчмиадзинское, 989; Мугни, 11 в.; для второго, связанного с демократическими слоями, - графичность, лаконизм, близость к народному искусству, выразительность лиц и движений (евангелия 986, 1018 и 1038).
Особенно многообразна миниатюра в 13-14 вв., когда развивается ряд локальных школ. Наиболее значительна киликийская школа, известная с 12 века. и пережившая расцвет во 2-й половине 13 в., особенно в творчестве выдающегося художника Тороса Рослина. Его миниатюры отличаются многообразием сюжетов, психологической выразительностью персонажей, мастерством композиции групповых сцен, лёгким и точным рисунком, виртуозно разработанным орнаментом.
Высокого расцвета достигла миниатюра и в Восточной Армений замечательно по эмоциональности образов и живописности Евангелие Таргманчац, 1232, художник Григор. Рукописи васпураканской школы, в которой преобладали линейно-графического изображения 14 века, художники Аристакес, Дзерун и др., представляют демократическую линию. В 14 веке выделяются художники Момик, Торос Таронаци, Авак работали в монастыре Гладзоре. В 14 -15 веках - художники Григор Татеваци, Григор работали в Татевском монастыре. Последним крупным миниатюристом был Акоп Джугаеци (конец 16 - начало 17 века), произведения которого как бы предвещали начало нового, светского пути развития армянского искусства.
Средневековое прикладное искусство Армений. представлено разнообразной керамикой основные центры производства в 12-13 веках Ани и Двин, неполивной с рельефным и углублённым орнаментом, поливной с гравировкой и росписью, фаянсовыми сосудами с росписью.
Известны вышивки древнейшая - 14 века, художественные изделия из металла оклад Евангелия киликийской работы, 1255, в Матенадаране, Ереван; чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687, первый - в Эрмитаже, Ленинград, два других - в музее Эчмиадзина), резьба по дереву (дверь из Муша, 1134, двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1486, - всё в Историческом музее, Ереван). В 18 в. в работах художников семьи Овнатанян для Эчмиадзинского собора всё отчётливее проявляются черты реализма; родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатану принадлежали первые росписи Эчмиадзинского собора (сохранились три сюжетных фрагмента); среди последующих росписей выделяются произведения его сына Арутюна, а также изображения деятелей армянской церкви, выполненные его внуком Овнатаном…
Лит.: Измайлова Т. А., Айвазян М. А., Искусство Армении, М., 1962; Тревер К. В., Очерки по истории культуры древней Армении, М.-Л., 1953; Якобсон А. Л., Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв., М.-Л., 1950; Арутюнян В. М., Сафарян С. А., Памятники армянского зодчества, М., 1951; Токарский Н. М., Архитектура Армении IV-XIV вв., Ер., 1961;
Частичная или полная перепечатка материалов, без авторского соглашения запрещена. Авторские права Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.
|