Для становления армянского художественного
киноискусства большое значение имела деятельность режиссера А. И. Бек-Назарова.
Первый поставленный им художественный фильм - экранизация повести классика армянской
литературы А. Ширванзаде <<Намус>> 1925г.
Этот и последующие фильмы А. И. Бек-Назарова <<Зарэ>>
(1927), <<Хас-Пуш>> (1928), <<Дом на вулкане>>
(совместно с азербайджанской киностудией, 1929) преодолевали штампы <<ориентальных>>
западных фильмов, утверждали реалистические принципы отображения соц.
конфликтов и революционных изменений в жизни народов Востока.
Заметными
явлениями в армянском <<немом>> кино были сатирический кинопамфлет <<Мексиканские
дипломаты>> (1932, режиссеры Л. А. Калантар и А. П. Мартиросян), комедия <<Кикос>>
(1931, режиссер П. А. Бархударян),
экранизация рассказа О.
Туманяна <<Гикор>> (1934, режиссер А. П. Мартиросян),
документальный фильм <<Страна
Наири>> (1930, режиссер А. И. Бек-Назаров).
Армянское киноискусство в
своём становлении опиралось на реалистические традиции национальной литературы
и театра. К 30-м гг. сформировался национальный отряд творческих работников
армянского кино.
Большой вклад в развитие армянского кинематографа
20-30-х гг., наряду с А. И. Бек-Назаровым, внесли режиссёры П. А. Бархударян, А.
П. Мартиросян, операторы Г. И. Бек-Назарян, Д. М. Фельдман, Н. Д. Анощенко, А. К.
Кюн; сценаристы Е. А. Чубар, А. С. Бакунц, Г. П. Чахирьян, М. А. Геворкян; художники
М. А. Арутчян, С. М. Тарьян, Е. Е. Лансере, М. Сургунов; актёры О. А. Абелян, Г.
Н. Нерсесян, Асмик, О. М. Майсурян, Н. Н. Манучарян, А. М. Хачанян, А. Б. Амирбекян,
А. М. Аветисян, Д. М. Малян.
Первый звуковой армянский фильм - <<Пэпо>>
(1935, режиссер А. И. Бек-Назаров, оператор Д. М. Фельдман) - экранизация
одноименной пьесы Г. Сундукяна.
Достоинства фильма в
ярком отображении дореволюционнного армянского быта, в высоком уровне актёрских
работ. Фильм принёс славу армянской кинематографии.
В 30-е гг. уделялось большое внимание
разработке историко-революционной темы. Наиболее значительные фильмы:
<<Каро>>
(1937, по мотивам повести А. Гайдара <<Школа>>, режиссер А. Т.
Ай-Артян),
<<Зангезур>>
(1938, режиссер А. И. Бек-Назаров),
<<Горный марш>>
(1939, режиссер С. А. Кеворков). В эти годы созданы первые армянские мультипликационные
фильмы <<Пёс и кот>> (1937, режиссер Л. К. Атаманов) и др.
В 1940 была поставлена комедия на современную
тему - <<Люди нашего колхоза>> (режиссер А. Т. Ай-Артян). В 1940
выпущен полнометражный документальный фильм <<Страна радости>>
(редакторы Г. А. Баласанян и Л. Г. Исаакян).
В годы Отечественной войны создано несколько
короткометражных художественных фильмов, снят документальный материал на
различных фронтах. Бек-Назаров поставил в 1944 историко-патриотическую эпопею <<Давид-бек>>.
В 1945 вышел один из лучших армянских документальных фильмов - <<Страна
родная>>.
В 1946-53 было выпущено 2 художественных
фильма. Начиная с 1954 производство фильмов резко увеличивается. Пришли новые
кадры режиссёров, операторов, актёров. Фильмы стали более разнообразными по
тематике и жанрам, большая часть их посвящена современности. В 1959 создана
самостоятельная Ереванская студия хроникальных, документальных и
научно-популярных фильмов.
Среди значительных работ
50-60-х гг. - дилогия, посвященная легендарному герою революции Камо - <<Лично
известен>> (1958) и <<Чрезвычайное поручение>> (1965;
режиссеры обоих фильмов С. А. Кеворков и Э. А. Карамян). Осуществлена экранизация
пьесы А. М. Ширванзаде <<Из-за чести>> (1956, режиссер А. Т.
Ай-Артян).
Поставлены исторический фильмы Армений с
Россией;
<<Северная радуга>>
(1961, режиссер А. Т. Ай-Артян),
<<Рожденные жить>>
(1961, режиссер Л. В. Вагаршян),
<<Тжвжик>>
(1961) и <<Каринэ>> (1967, режиссер А. Х. Манарян),
<<Здравствуй, это
я!>> (1966, режиссер Ф. В. Довлатян),
<<Треугольник>>
(1967, режиссер Г. С. Малян),
<<Братья Сароян>>
(1968, художественный руководитель Ф. В. Довлатян, режиссеры Х. Г. Абрамян и А.
П. Айрапстян),
<<Гранатовый
цвет>> (1969, режиссеры С. О. Параджанов) и др. Среди лучших
документальных фильмов:
<<Здравствуй,
Артем>> (1964, режиссер Г. Г. Мелик-Авакян), «Мартирос Сарьян» (1965,
режиссер Л. В. Вагаршян),
<<Семь
песен об Армении>> (1968, режиссер Г. Г. Мелик-Авакян).
В
50-60-е гг. большой вклад в развитие армянского кино внесли режиссеры
А.
Т. Ай-Артян,
и. А. Кеворков,
Э. А. Карамян,
Г. Г. Мелик-Авакян,
Ф. В. Довлатян,
С. О. Параджанов,
Ю. А. Ерзинкян,
Л. В. Вагаршян,
Г. С. Малян,
А. Х. Манарян,
Л. Г. Исаакян,
Г. Р. Маркарян,
М. Г. Акопян,
Г. А. Саркисов,
Д. Кесаян,
Документалисты
Г. А. Баласанян,
Д. Х. Жамгарян,
Р.
В. Франгулян,
А. Г. Егиазарян,
Операторы
С. Г. Геворкян,
И.
С. Дилдарян,
Ж. Г. Вартанян,
С.
В. Шахбазян,
А.
Г. Явурян,
К.
З. Месян,
С. Х. Исраелян,
Г.
Н. Арамян,
Г. А. Егиазарян,
Г.
М. Санамян,
Н. А. Симонян,
Г.
Х. Асланяй,
сценаристы
Л.
А. Карагезян,
М.
Ф. Овчинников,
М.
Х. Чаманян,
А. Н. Агабабов,
А. С. Айвазян,
М.
А. Шатирян,
художники
С.
А. Арутчян,
С. А. Сафарян,
П.
Л. Бейтнер,
Р. П. Бабаян,
Р.
О. Бабаян,
С. Х. Лндраникян,
В. Г. Подпомогов,
актёры
Х. Б. Абрамян,
А. А. Котикян,
А. Каджворян,
А. Б.
Джигарханян,
Г. О.
Тонунц,
В. К.
Вардересян,
М. М. Симонян,
М. М. Мкртчян.
В
1958 бил основан Союз кинематографистов Армянской ССР. Киносеть Армений в 1969 насчитывала
722 киноустановки.
Лит.: Лебедев Н., Очерки истории кино СССР, т.
1, М., 1965 (гл. Армянская кинематография); Кинематография Армении, [сб.
статей], М., 1962; Ризаев С., Армянская художественная кинематография, Ер.,
1963; Бек-Назаров А., Записки актёра и кинорежиссёра, М., 1965.