Ст. Ст. 196 и 197 УК Арм ССР за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
На предложение рассказать все ему известное об обстоятельствах в связи с которыми он вызван на допрос свидетель показал:
Я владею русским языком и могу давать показания на русском языке.
Семья моя состоит из 4 человек: я с мужем и двое малолетних детей. Я с 1985 года работаю парикмахершей в парикмахерской. Парикмахерская находится почти рядом с нашим домом.
27 февраля вечером муж вернулся с работы и рассказал мне, что в центре города проходят массовые демонстрации азербайджанского населения с выступлениями против армян. Он рассказал, что возле горкома партии на площади видел митинг, на котором кричали, требовали убивать, изгнать армян с азербайджанских земель.
Муж рассказал, что видел, как одна полная женщина неоднократно стремилась подняться на трибуну и выступать, но работники горкома ее отстраняли. В этот день демонстранты в наш район не пришли. В воскресенье 28 февраля к нам домой позвонили сестра и мать. Они рассказали, что вчера в городе были учинены погромы армянских домов, сжигали их имущества, искали в городском транспорте армян, избивали их и убивали. Мать и сестра посоветовали мне не ходить на работу, но я как-то серьезно не отнеслась и в 9 часов утра пошла на работу. Я заметила, что утром большинство азербайджанцев нашего района шли к центру города. Было такое впечатление, что будто они идут на парад.
Примерно в 11 часов я сбегала в магазин рядом с парикмахерской и увидела, что кучами стоят люди, в основном мужчины, и с какой-то злостью посмотрели на меня. На мой взгляд, они не являлись жильцами нашего города. Были какие-то краснощекие и одеты были по деревенски. Я пошла на работу и продолжала работать.
Примерно в 14:30 в нашу парикмахерскую прибежал парень азербайджанец, который является клиентом нашей парикмахерской, но имени его я не знаю. Он предупредил меня и работающего у нас армянина Агаджаняна Вазгена, что разьяренная толпа демонстрантов ищет повсюду армян и идут в сторону нашей парикмахерской.
Вазген предложил мне быстро переодеться и убежать. Мы не успели переодеться, как толпа демонстрантов с криком и шумом подошли настолько близко, что убежать было уже невозможно. Работницы-азербайджанки нашей парикмахерской предложили нам спрятаться и заперли меня и Вазгена на складе. Примерно через 2-3 минуты услышали как в парикмахерскую с диким шумом ворвалось множество людей, и они начали разбивать зеркала салона и расспарашивать о том, где армянка парикмахерша, у которой три золотых зуба.
Отмечу, что у меня действительно есть три золотых зуба. Я не знаю откуда они собрали сведения обо мне. Отмечу, что до того как спрятаться на складе, я пытаясь бежать с парикмахерской, вышла оттуда и увидела разьяренную толпу, впереди которой шел молодой парень лет примерно 20, небольшого роста, плотного телосложения, со светло-каричневыми волосами. Лицо его было не то грязное, не то небритое. В руках он держал флаг Азербайджанской ССР и кричал что-то наподобие: "Смерть армянам”. Если увижу в лицо этого парня, то смогу опознать его. Остальных из толпы я не приметила, поскольку впереди шел именно он, и я испугавшийся, на остальных даже не посмотрела.
Мы – я с Вазгеном, спрятавшись на складе в парикмахерской слышали звуки погромов стекол и зеркал. Они искали именно меня, но наши девушки азербайджанки уверяли их, что в этот день я на работу не вышла. Потом они начали проверять туалет, После решили проверять склад, где были упрятаны я и Вазген. Они потребовали ключи от склада, но наши девушки обманув, сказали, что ключи у заведующего, а он ушел куда-то. Несколько азербайджанцев ругаясь пробовали взломать дверь. Потом они перестали взломать дверь. Как мне стало известно потом, нас спасли наши девушки азербайджанки, которые в это время начали как-то заигровать с ними, шутить и уговаривать их уйти с парикмахерской.
По рассказам девушек они разграбили фены и другие инструменты. По-моему их могут опознать наши девушки, которые видели этих людей. После того как демонстранты ушли с нашей парикмахерской, девушки уговаривали меня и Вазгена всю ночь остаться на складе. Я не согласилась, потому что дома меня ждали малолетние дети. Примерно в 16 часов я в сопровождении моей клиентки азербайджанки, имени которй не помню, пошла домой. Она громко разговаривала со мной по азербайджански, чтобы на улице никто не понял, что я армянка. Муж был дома с детьми.
Я с мужем и с детьми пошла в дома соседам-азербайджанцам, живущие на первом этаже. Они скрыли нашу семью в подвале, где мы остались всю ночь. К нашему дому демонстранты не приходили. По городу шли слухи, что демонстранты убивают не только армян, но и тех азербайджанцев, которые прячут у себя в домах армян. Наши соседи очень боялись этого и утром в 6 часов попросили нас пойти и спрятаться у кого-нибудь в доме. Мы с мужем и с двумя детьми в 6 часов утра вернулись к себе домой. Телефон наш работал. Я позвонила отцу, сказала, что мы живы, что в нашем доме демонстрантов не было и попросила у отца какой-либо номер телефона горкома партии. Отец рассказал мне, что с матерью, с братом и тремя детьми, а также с другой армянской семьей в их доме всю ночь прятались на крыше.
Отец дал мне номер какого-то телефона, и я позвонила. Мне ответил горкомовский работник, насколько мне запомнилось его фамилия была Гаврилов. Он сказал, чтобы мы сидели дома взаперти, и что будут приняты меры. В этот день утром к нам домой приехал друг мужа азербайджанец по имени Шаглар и на попутной машине нас увез к другому товарищу мужа – азербайджанцу Ильгаму. 29 февраля в понедельник мы провели у них дома, а с 1 марта мы в сопровождении наших друзей дошли до здании горкома и там прожили до 3 марта, после этого еще 8 дней мы находились в военской части.
Потом через Армавир приехали в Армению, где нас поместили в пос. Агверан в пансионате "Наири”. На вопрос отвечаю, что в дни погромов и бесчинств над армянским населением я и мой муж в милицию не звонили. Отмечу, что 29 февраля в доме у нашего друга–зербайджанца телефоны были отключены.
Отмечу также, что в эти дни в здании горкома партии были многочисленные армянские семьи. Там я узнал, что 28 февраля ночью убили двоюродниго братамоей матери – Авакян Юру, проживающего в 3-м микрорайоне. Узнала также, что демонстранты устроили погром в квартире сестры мужа- Погосян Новеллы, проживающего 34-м квартале. К счастью они были спрятаны у соседей. Их все имущество разгромили, выбросили с балкона и сожгли на улице.
Там же я узнала, что в воскресенье 28 февраля убили пятерых членов семьи моей знакомой – парикмахерши Иры, которая работает в 8-м микрорайоне. Там же я узнала про убийство нашего знакомого Артюши по кличке "Боцман”, проживающего на 16-м квартале. Слышала также о многих бесчинствах и погромах, но к сожалению имена и адреса мне не известны.
На вопрос отвечаю, что мне не известно о том, участвовали ли в демонстрациях кто-либо из наших знакомых азербайджанцев.
Показание прочитано мною, написано верно, в чем расписываюсь.
Подпись: И. Балаян
genproc.am 30.06.2010