Древнеармянская литература. Армянское письменное слово начинается с клинописных надписей...
начало 1-го тыс. до х., дошедших до нас от Урарту (урартов) В 1 в. до х. в период расцвета в Армении эллинистической культуры в столицах Тигранакерте и Арташате ставились трагедии на греческом языке и, по всей вероятности, гусанские представления на армянском языке.
С провозглашением в Армении официальной религией христианства 301г., уничтожались многие памятники языческой культуры. В церковном богослужении использовались греческий и сирийский языки.
Задачу создания письменности на армянском языке осуществил учёный и политический деятель Месроп Маштоц.
В 5 веке получила распространение оригинальная и переводная литература. Большое значение для развития художественной литературы имели труды историографов Агатангехоса (Агафангела), Павстоса Бузанда, Егише, Лазара Парбеци, Мовсеса Хоренаци.
В 7 - начале 8 вв., когда страна находилась под игом Арабского халифата, преобладали схоластико-догматическая литература, религиозные песни (шараканы). Тем не менее светская литература продолжала развиваться (Давтак Кертог), творили талантливые историки-писатели (Себсос, Овнан Мамиконян, Мовсес Каганкатваци, Гевонд).
После освобождения от ига Халифата в 10 в. возникли предпосылки для армянского Возрождения. В литературе оно связано с именем гениального поэта средневековья Григора Нарекаци, который выразил гуманистические идеалы в лирической поэме <<Книга трагедий>> и в <<Песнях>>. Нарекаци отделил поэзию от церковного богослужения, воспел реальный мир, природу, красоту человека. Носителями политических идеалов армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни.
С вторжением в страну византийцев в 11 в., затем сельджуков развитие Армении вновь затормозилось
Условия изменились лишь в 12 веке, когда в Армении стали править изгнавшие сельджуков Захариды. В Киликии, на юго-западе малои Азии, образовалось независимое феодальное армянское царство 1080-1375гг.
Появились крупные поэты - Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), Нерсес Шнорали (<<Элегия на взятие Эдессы>>), Григор Тга <<Элегия на взятие Иерусалима>>, Нерсес Ламбронаци; видными баснописцами были Мхитар Гош и в начале 13 века Вардан Айгекци, автор <<Лисьей книги>> (АХВЕСАГИРК), вобравшей в себя народную сатиру, направленную против феодализма.
Прогрессивно мыслящие поэты уже с 13 веке начали писать на разговорном народном языке – среднеармянском
Фрик заложил основы поэзии социального протеста, Константин Ерзнкаци явился зачинателем любовной лирики. Они были выдающимися представителями гуманистической поэзии.
Начиная с 16 века армянское книгопечатание развивалось в Венеции, Константинополе, Риме, Амстердаме, Мадрасе, Калькутте и др. местах, где существовали армянские колонии.
Большое значение в поэзии имела тема скитальчества (пандухтства) с выражением тоски по родине.
Ованес Ерзнкаци (13 в.), Ованес Тулкуранци (14-15 вв.), Мкртыч Нагаш (14-15 вв.), Григор Ахтамарци (16 в.), Нерсес Мокаци и самый видный представитель светской поэзии Наапет Кучак (16 в.) вносили жизнеутверждающие настроения, противостоявшие церковному мировосприятию.
В 13-16 вв. достигает высокого развития жанр поэмы, выдающимися представителями которого явились Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци его <<Адамова книга>> (АДАМАГИРК) ставит под сомнение религиозные догмы, Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др.
Говоря о жизнеутверждающей силе средневековой армянской поэзии, возникшей в эпоху монголо-татарского и сельджукских нашествий, в высшей степени неблагоприятную для всех вообще проявлений литературной деятельности, В. Я. Брюсов писал: <<... Средневековая армянская лирика есть истинное торжество армянского духа во всемирной истории.. (<<Поэзия Армении>>, Ер., 1963, с. 351).
В 18 в. в литературу вошли Багдасар Дпир, Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан и великий поэт-ашуг Саят-Нова, в своей любовной лирике отразивший противоречие гуманистических идеалов и феодальной действительности. Произведения многих армянских деятелей сохранились в манускриптах.
Более 500 авторов вошло в историю армянской литературы 5-18 веков
Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 - 2, М., 1893-94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачатрянца, М., 1933; Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956;
Частичная или полная перепечатка материалов, без авторского соглашения запрещена. Авторские права Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.
|