Национализм, буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе.
Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии.
Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Национализм связано с зарождением и развитием капитализма.
Буржуазия использует Национализм в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения других наций.
Национализм используется буржуазией с целью добиться <<классового мира>> внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство революционного движения.
Условия буржуазного общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Национализм прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Буржуазные философы и социологи под <<национальным>> понимают прежде всего, и почти исключительно, духовное.
Понятие Национализм толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства. Например, американский профессор Б. Шейфер определяет Национализм («групповую лойяльность») следующим образом:
1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре,
2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже,
3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ...,
4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе,
5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия» «Nationalism: myth and reality», N. Y., 1955, p.
6) Неопределённость и широта, приданные понятию Н. буржуазными теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного национализма, затушевывания классовых сторон проблемы. Буржуазные идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах.
В работах американских учёных середины 20 в. (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, Х. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому национализму В то же время многие буржуазные социологи выступают с нападками на национализм в колониальных и зависимых странах. В ряде буржуазных теорий национализма служит основой для анализа исторического процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями, «столкновения» национализмов. Г. Кон заявляет, что «путеводной звездой» исторического развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот исторический период «веком национализма», а современную эпоху «веком паннационализма» (см. «The age of the nationalism», N. Y., 1962, p. XVI). Некоторые идеологи империалистической буржуазии выдвигают шовинистические положения об «особой» исторической роли «избранных» наций, обусловленной якобы их характером и культурой.
Ис. (старая Советская) Лит. 1985г. и боле; Маркс К. и Энгельс Ф. о колониальной системе капитализма. [Сб.]; М., 1959; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и раб. партий, Москва 1969 г., М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брутенц К. И., Против идеологии современного колониализма, М., 1961, гл. 2-3; Shafer B. C. Faces of nationalism, N. Y., 1972; См также лит. при ст. Интернационализм, Нация. К. Н. Брутенц.
Частичная или полная перепечатка материалов, без авторкого соглашения запрещена.
Авторские права Саита и етого материала пренадлежат Аику Васильеивичу Кисебляну.
|