| [TIME & DATE 11.43 PM 24/Апрель/19 ]__[ ГЛАВНАЯ ] [ РЕГИСТРАЦИЯ ]__[ РАССЫЛКА ] [ ВХОД ]__[ HAYK_ _KISEBLYAN'S PROJECT ]


'

Главная » 2010 » Октябрь » 7 » АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (И ГАЗЕТИ) ОТ 18-ОГО ВЕКА И ДО СОВЕТСКОИ ВЛАСТИ
7.22 PM
АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (И ГАЗЕТИ) ОТ 18-ОГО ВЕКА И ДО СОВЕТСКОИ ВЛАСТИ
В литературе и в газетах 2-й половины 18 - начала 19 веков главенствующим направлением был классицизм.

 Его представители - О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни, Е. Томачян, Э. Гюрмюзян и др., воссоздавая страницы борьбы армянского народа с иноземными поработителями, пробуждали национальное самосознание.Древний армянский язык (грабар) был недоступен широким кругам читателей. 

Литературу на понятном языке представляла ашугская поэзия, получившая особое распространение в 1-й половине 19 века С 20-х годов появились писатели т. н. <<переходного периода>>, которые откликались на насущные вопросы современности и пытались перейти к новоармянскому языку – (ашхарабару) А. М. Аламдарян и М. Д. Тагиадян.

В 40-50-х гг. выразителем идей национального пробуждения в поэзии выступил поэт Г. Алишан. Утверждение прогрессивного романтизма в армянской литературе связано с именем просветителя-демократа Хачатура Абовяна.


Венец творчества Абовяна - исторический роман <<Раны Армении>> 1841-43, 1 изд., 1858г., рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной Армений с помощью России.

Традиции Абовяна продолжало литературное поколение 50-60-х гг. Прогрессивные силы армянской общественности группировались вокруг журнала <<Юсисапайл>> -<<Северное сияние>>, издававшегося в Москве под редакцией С. Назаряна. В журнале сложилась гражданская поэзия С. Шахазиза. Ему принадлежит замечательная поэма <<Скорбь Левона>> опубл. 1865г..


В развитии армянской общественной мысли и литературы значительную роль сыграл революционер-демократ ( ДАШНАКЦУТЮН) Микаел Налбандян , идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.


В Западной Армение в 50-60-х годи 19 века выступили публицисты М. Мамурян, Г. Чилинкирян, Степан Воскан и соратник М. Налбандяна - А. Свачян. Утверждение романтизма в литературе западных армян связано с творчеством Мкртич Пешикташляна и Петроса Дуряна, отразивших пафос национально-освободительного движения.

В 70-80-х гг. продолжателем традиций Абовяна явился Р. Патканян. В цикле <<Военные песни>> 1878г. он выразил стремление армянского народа с помощью России добиться освобождения от турецкого ига. Развитие социально-бытового романа связано с именем Перча Прошяна, в романах которого <<Сосе и Вартитер>> 1860г., <<Из-за хлеба>> 1879г., <<Мироеды>> 1889г. и др. отражено социальное расслоение армянской деревни. Романист и педагог Газарос Агаян в романе <<Арутюн и Манвэл>> 1867г. выразил горячую веру в силу просвещения; его повесть <<Две сестры>> 1872г. говорит о необходимости борьбы с социальным злом.


Основоположником реалистической драматургии выступил Габриел Сундукян. Его реалистическое искусство особенно сказалось в комедии <<Пэпо>> пост. 1871г., изд. 1876г.. Творчество Сундукяна оказало влияние на дальнейшее развитие армянской драматургии и театра.

Аналогичную роль в литературе западных армян сыграл сатирик и драматург Акоп Паронян.

В сатирических произведениях 70- 80-х гг. Акоп Паронян достиг больших социально-политических обобщений <<Высокочтимые попрошайки>>, 1891; <<Столпы нации>>, кн. 1-3, 1879-80годи. <<Записки Ососа>> (ОСОСИ ДЗЕРАТЕТР), <<Дядя Багдасар>> (ПАХТАСАР АХПАР) 1886г.; и др., подверг осмеянию буржуазное общество, разоблачал царящий в султанской Турции произвол.


 Выразителями идей национально-освободительного движения 70-80-х гг. стали: публицист, редактор газеты <<Мшак>> (<<Труженик>>) Г. Арцруни, романисты Церенц и Раффи. В своих романах (<<Джалаледдин>>, 1878; <<Хент>>, 1880), а также <<Кайцер>> 1878, опубл. т. 1-3, 1883-90г.


Раффи призывал к освобождению от турецкой тирании путём вооруженного восстания при помощи России.


Раффи сыграл большую роль в развитии армянской прозы, особенно исторического романа <<Давид-бек>>, 1881-82, <<Самвел>>, 1886).


В 80-90-х годах ведущим направлением становится критический реализм. Выступает плеяда прозаиков - Нар-Дос (М. З. Ованнисян), Мурацан (Г. Тер-Ованисян), В. Папазян, А. Арпиарян, Г. Зохраб, Т. Камсаракан, а также романист и драматург Ал. Ширванзаде, в творчестве которого нашёл глубокое отражение процесс утверждения буржуазных отношений в Закавказье роман <<Хаос>>, 1898; драма <<Из-за чести>> 1905, и др..

Ованес Иоаннисян обогатил армянскую поэзию народными мотивами, жанровым и ритмическим многообразием, переводами из европейских и русских поэтов. В поэзии Ал. Цатуряна, особенно в годы первой русской Революции 1905-07, выражен протест трудового народа против <<сильных мира сего>>.

Синтезом традиций армянской литературы 19 в. было творчество Ованеса Туманяна. Он создал цикл реалистических поэм, в которых запечатлены картины родной природы, жизнь народа с её социальными противоречиями, национально-освободительная борьба <<Стенания>>1890г., <<Ануш>> опубл. 1892г., <<Поэт и Муза>>, 1899г., и др..

Туманян мастерски осуществил обработку народного эпоса <<Давид Сасунский>> (1902).


 Крупнейшим поэтом конца 19 и 1-й половины 20 вв. был Аветик Исаакян (ДАШНАКЦАКАН). Трагические судьбы армянского народа наложили печать на его творчество 90-х гг. и последующих лет (сб. «Песни и раны», 1897).


Реакция после Революции 1905-07 углубила мотивы пессимизма в поэзии Аветика Исаакяна поэма <<Абул лАла Маари>>.


Новая ступень развития армянской поэзии ознаменована творчеством В. С. Теряна. Его сборник стихов <<Грёзы сумерек>> 1908г., изысканных по форме, приобрёл большую популярность.

Из нового поколения поэтов начала 20 века выделяются Сиаманто (А. Ярчанян), Д. Варужан, Мисак Мецаренц, Р. Севак. Все они в той или иной степени испытали влияние западноевропейского (главным образом французского) символизма, однако в лучших произведениях остались верны традициям армянской классической литературы.

В начале 20 века с ростом рабочего движения в Закавказье и в Армений создаются предпосылки для возникновения революционной пролетарской литературы. В этом процессе видная роль принадлежит выдающимся деятелям Ком. партии С. Г. Шаумяну и С. С. Спандаряну, заложившим основы марксистско-ленинской эстетики и критики в Армений.

Основоположником армянской пролетарской литературы был А. М. Акопян. В конце 90-х годов 19 века он выступил как выразитель настроений широких масс. Первая русская революция вызвала к жизни сб. <<Звон зари>> 1907г. поэтессы Ш. А. Кургинян. В этот же период выступили пролетарские писатели М. Петросян, Арази (М. Арутюнян) и А. Варданян.


Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 - 2, М., 1893-94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачатрянца, М., 1933; Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956;


Частичная или полная перепечатка материалов, без авторского соглашения запрещена.
Авторские права Саита и етого материала пренадлежат Аику Василеивичу Кисебляну.

Категория: ИСТОРИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА | Просмотров: 2089 | Добавил: Hayk | Теги: М. Д. Тагиадян., АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (И ГАЗЕТИ) ОТ , Микаел Налбандян | Рейтинг: 0.0/0
$
free counters
Категории раздела
ИСТОРИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ТУРЦИИ [21]
1915г турецкие власти приступили к депортации и резне армянского населения...
УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА СОВЕРШЕННЫЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРМЯНАМ [10]
По фактам варварств и массовых насилий, осуществленных в Сов. Азербайджане в конце 1980-ых
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ. БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА И О НАС [29]
books, maps, photographs and other materials focused on the Armenian Genocide and its documentation...
ИСТОРИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА [43]
Вардан Мамиконян, Армяно-турецкая война,Г. Нжде СССР и Армения, М. Баграмян...
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ [4]
Древний христиански церковь в мире.В Северо Востоке бил Ирано-Азербайджанское патриархатства...
ИСТОРИЯ АРМЯН НА ОБОРОНЕ ГОРЫ МУСА 1915 Г [3]
Самооборона во время геноцида. Кебусие, Вагыф, Хдрбек, Егонолук, Хаджи Хабибли, Битиас, жители..
HTML Hit Tracker Рейтинг@Mail.ru